Чистка форсунок
Как известно многие СТО предлагают услуги по чистке форсунок (инжекторов).
Наиболее известные методы:
1) без снятия, жидкостью типа винс, которую подают в топливную рампу взамен бензина
2) со снятием ультразвуком
3) со снятием на стенде с жидкостью
4) со снятием в домашних условиях.
Неисправность, если она существует, можно рассматривать по разному. Во-первых, есть случаи, когда деталь просто сломалась и требует замены на новую. Второй вариант предполагает, что деталь не имеет никаких конструктивных дефектов и требует только обслуживания.
Разумеется, второй вариант предпочтительней хотя бы в силу того, что менее затратный. Поэтому, прежде чем бежать за новыми деталями стоит выяснить действительно ли они требуют замены.
Топливные форсунки, о которых сегодня и пойдет речь, чаще требуют простого обслуживания. В большинстве случаев, достаточно очистить и промыть их, чтобы вернуть в рабочее состояние.
Как работает форсунка? После того как ECU посылает электрический импульс на коннектор форсунки, активизируется обмотка электромагнита (катушка) и создает электромагнитное поле. Электромагнит под воздействием электромагнитного поля смещается таким образом, что игла форсунки приподнимается над седлом и открывает сопло форсунки. В этот момент топливо начинает впрыскиваться во впускной коллектор. После окончания электрического импульса игла форсунки под воздействием нажимной пружины возвращается на свое место, тем самым прерывая поступление топлива. Как правило, время импульса составляет 2-3 мс.
Итак, если у вас рывки и провалы при резком нажатии на педаль газа, ощущение снижения мощности, неустойчивая работа на низких оборотах, нестабильный холостой ход и повышенный расход топлива, то одной из причин вышеуказанных симптомов может быть закоксовывание форсунок - закупоривание каналов форсунки твердыми смолистыми отложениями, через которые протекает топливо.
Промывка форсунок не решение проблемы от всех бед. Вышеперечисленные симптомы могут вызывать и другие неисправности. Однако, промывка форсунок это самое простое и недорогое, что можно сделать, исключив тем самым один из возможных источников бед.
Загрязнение форсунки ведет к тому, что распыл топлива через нее нарушается и принимает неправильную геометрию. Нарушение распыла форсунки ведет к неправильному смесеобразованию. Из за неравномерного распыла, топливо не в достаточной степени смешивается с воздухом в выпускном коллекторе. Чем лучше распыл топлива, тем меньше размер капель топлива. Чем меньше размер капель топлива, тем больше поверхность контакта между топливом и воздухом, соответственно более эффективное смесеобразование.
Распыл должен быть равномерным. Если форсунка струит вместо распыления это явный признак того, что форсунка была закоксована. Основной враг и источник «форсуночных бед» – смолы, которые содержатся в топливе. Особенно в некачественном. Промывкой форсунок попытаемся устранить все вышеперечисленные симптомы и восстановить стабильную работу топливной системы.
Процедура чистки форсунок предполагает удаление (вымывание) накопившихся загрязнений в каналах, через которые проходит топливо.
Существует несколько способов:
чистка форсунок ультразвуком (в сервисном центре);
промывка форсунок специальными присадками к топливу;
промывка форсунок специальными жидкостями на стенде (в сервисном центре);
промывка форсунок специальными жидкостями вручную.
В очередной раз посмотрим о ряде проблем, возникающих при промывке форсунок ультразвуком и промывке на двигателе (в народе « чистка инжектора»).
Клиенты часто задают один и тот же вопрос, что лучше ультразвук или промывка на двигателе. И то и другое хорошо, но ультразвук моет только форсунки (проверка на стенде с точностью до 1 мл, восстановление производительности - фактически реанимация форсунок) , а промывка на двигателе своего рода ТО для форсунок, топливной рампы и цилиндро -поршневой группы(частичное удаление нагара).
Поэтому: ультразвуком чистить, когда конкретное подозрение на форсунки, либо пробег от 70 тыс. км и выше, а промывка на двигателе (каждые 20-25 тыс. км пробега, желательно совмещать с заменой свечей).
Теперь о проблемах, с которыми можно столкнуться. Существует мнение, что ультразвук убивает форсунки. На самом деле есть ряд форсунок, которые нельзя мыть ультразвуком: форсунки на автомобилях компании CHRYSLER, RENAULT- проблема в том, что фильтра на этих форсунках выполнены из материала, который разрушается ультразвуком, получившийся абразив приводит к нарушению герметичности плунжера и сопла форсунки (борозды на плунжере порядка 1мкм -это приблизительно-20% дисбаланс). Форсунка теряет свою герметичность, то есть затруднен запуск автомобиля, заводится машина только с перегазовкой (либо частично открытым дросселем).
Вторая категория проблемных форсунок - это форсунки прямого (непосредственного) впрыска GDI, FSI, DES (Direct Einspritzung Sistem).
В этих форсунках применяется керамика (подложка), поскольку критичные условия работы (камера сгорания и высокое давление), керамика по структуре пористый материал, а ультразвуковые колебания разрушают его. На этих системах затруднена проверка форсунок на стенде (системное давление достигает 30-60 бар, напряжение до 60 вольт), проблематично на стенде создать достоверные условия для проверки.
Все остальные типы форсунок моются (очищаются) ультразвуком.
Еще один нюанс. С 1998 года компании BOSCH и SIEMENS стали покрывать плунжер, а именно его конусную часть лаком для более герметичного прилегания и увеличения износостойкости. При длительной промывке ультразвуком более 30 минут и включенной форсунке (например: стенд Launch CNC-602A позволяет во время ультразвуковой промывки дополнительно подавать на форсунки импульсы с различной частотой) происходит следующее, длительное воздействие ультразвука и поступательное движение плунжера приводит к удалению лака и образованию шлифа на поверхности плунжера (то есть опять налицо нарушение герметичности).
Форсунки на автомобилях после 1998 года выпуска - моются в ультразвуковой ванне 15-20 минут (без подключения импульсов на обмотки форсунок) - это «щадящий режим чистки». После этого производится проверка баланса, если какие то форсунки превышают диапазон +/-5% разброса, то конкретно к этим форсункам и применяется «жесткий» способ очистки (либо реанимация, либо замена форсунки – здесь уже без вариантов).
При этом конечно сразу уведомляйте клиента о возможных проблемах с неисправной форсункой и принимайте решение о дальнейшей промывке или замене форсунки. Как правило большая часть форсунок восстанавливается, но бывают и исключения.
Демонтаж топливных форсунок
Прежде чем приступить к работе необходимо снять форсунки с автомобиля. Сами форсунки не имеют жесткого крепления к двигателю, они лишь прижимаются топливной рейкой к впускному коллектору.
Топливная рейка
Топливная рейка крепится к впускному коллектору гайками. Откручиваем их и извлекаем топливную рейку в сборе с форсунками из посадочных отверстий в впускном коллекторе. Затем извлекаем каждую форсунку с посадочного гнезда топливной рейки.
Перед демонтажем топливной рейки необходимо освободить ее от навесных деталей (откручивайте с нее все что мешает демонтажу). Не забывайте отсоединить топливную магистраль и «фишки» с коннекторов форсунок.
Как правило, к топливной рейке, кроме всего прочего, крепится регулятор топливного давления. Нужно, либо его открутить от топливной рейки, либо от самого регулятора отсоединить вакуумный шланг и «обратку».
Места, где возможен пролив топлива желательно покрыть ветошью - например, в месте отсоединения топливной магистрали от топливной рейки. Вообще данные работы желательно выполнять после нескольких часов простоя автомобиля – тогда давление в топливной системе будет низким и вероятность пролива топлива сводится к минимуму.